Меню

Определите верное произношение выделенных букв в словах молочница булочница

Определите верное произношение выделенных букв в словах молочница

Прочитайте тест.Определите его стиль.Докажите свое мнение.Обьясните написание слов с пропушеными буквами.

Н..зины облюбованы ельником.Темной,сумеречной чащ..й встал он, будто задумался. Ветви старых елей обр..сли сизыми бородами л..шайника.По низу елового леса густо р..стет ч. рника,а полу(з,с)гнившие пни обвиты брусничником,порой совершенно бордов..м от обтлия ягод.Моих здесь густо-зеленый,и от него исход..т прелый зап..х грибниц.

я всюду просветы, И красив он в уборе своем, Золотистой листвою одетый. Выполните морфологический разбор имён прилагательных.

ВЕСЕННИЙ ПРАЗДНИК
Рас. вет. Электричество гасн. т. Синеватый подводный свет дня льет…ся скво…ь окна. Зал пусте…т. Как осен. ие листья уносят…ся последние танц. ры бал…а. На полу как следы ур…гана остались куски разн…цветной ткани обрывки м…шурных ож…релий блестки золота осколки б…калов растерзан…ый букет цветов забытый алый плащ… . (Кое) где в угла ещ. кружат. ся забывши. ся в . кстазе танца плясуньи которые продолжают танцевать одни для себя не слыша что угас и рас…ыпался последний ак. орд оркестра и (не) замечая что син. ватая зала опустела и поблекла. Шесть часов утра. Золотистое весен. ее утро дымчатое и свежее. Пустын. ые и гулкие улицы про-сыпающ. гося Парижа, с их утрен. ими обитателями молоч. ницы в голубых платьях гарсоны сн. .мающие ставни с кафе бакал. ейщицы булоч. ницы бонны в белых ч. пцах рас. тв. ряющие окна. И скво. ь этот деловой утрен. ий сдержан. ый Париж, с криками песнями и музыкой кто пешком кто в каретах кто верхом на извозчич. ей лошади кто . бравшись (на) верх кареты разгорячен..ые пляской и голов…кружением бал. а пестрой лентой в две тыс. чи человек, возвращают…ся художники с Монмартра что (бы) по старин. ой традиции заключить праз. ник на дворе школы изящ. ных ис. кус. тв. М. Волошин

1. Определите стиль текста (докажите свое мнение).
2. Определите тип текста (докажите свое мнение).
3. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. 4. Определите способ связи между следующими предложениями текста: 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4. 5. Определите лексическое значение следующих слов: экстаз, гарсон, бонна.
6. Выпишите устаревшее слово, определите его современное написание. 7. Определите верное произношение выделенных букв в словах молочница, булочница.
8. Произведите фонетический разбор слова сквозь.
9. Выпишите по два-три примера слов, соответствующие схемам:

10. Произведите морфологический разбор слова ставни. 11. Произведите синтаксический разбор выделенного предложения. 12. Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила.
обособление определений, обособление обстоятельств,
однородные определения. 13. Найдите в тексте сложноподчиненное предложение с нескольким придаточными, начертите его схему.

Объясните написание слов с пропущенными буквами.

Н..зины облюбованы ельником. Тёмной, сумеречной чащ..й встал он, будто задумался. Ветви старых елей обр..сли сизыми бородами л..шайника. По низу елово­го леса густо р..стёт ч..рника, а полу(з, с)гнившие пни обвиты брусничником, порой совершенно бордов..м от обилия ягод. Мох здесь густо-зелёный, и от него исход..т прелый зап..х грибниц.
(В. Полторацкий)

В глухой подземной пещере царствует безмолвие. Одна за другой падают и рассыпаются при ударе о

камень ледяные капли. И добровольный пленник пещеры учёный — спелеолог научился по камням считать дни своего пребывания под землёй. Но вода уже давно помогает определять людям время. Почти одновременно с солнечными появились и водяные часы. Клепсидры так назвали их. Они представляют собой большой сосуд, из которого медленно вытекает вода. Уровень её понижался от одной метки к другой. Греческий механик Ктезибий сделал очень точные водяные часы. Работают они так, натекающая в красивую вазу вода поднимает поплавок и крылатый мальчик, соединённый с поплавком показывает время изящной указкой. Вода поднимается, а указка скользит по длинной веренице цифр. Второй крылатый мальчик утирает слёзы, ему очень грустно, ведь время уходит безвозвратно. Водяных часов теперь уже нигде не встретишь, ведь время уходит безвозвратно. Они ветераны умерших времён. Им больше двух тысяч лет. В средние века монахи определяли время по числу прочитанных молитв. Этот способ был далеко не точный. Затем в монастырях, да и просто в быту стали пользоваться для счёта времени огненными часами. Брали свечу и наносили деления, каждое из которых соответствовало определённому отрезку времени. В Китае ещё за давно до европейских часов были свои интересные конструкции. Приготовленный из растёртого в порошок дерева теста сдобренного благовония раскатывали в палочки и придавали им самую разнообразную форму, например, спирали. Некоторые огненные часы в длину достигали несколько метров и горели месяцами. Иногда к палочкам подвешивали металлические шарики, как только свеча погасала, шарики падали в воду. Чем не огненный будильник. С веками люди усовершенствовали, способ измерения времени. В настоящее время самые точные часы атомные. Их используют в качестве эталона.

как выходило солнце, иней таял, тяжелые серебристые капли, словно сережки, подвешенные к сосновым иглам, обрывались вниз и били по листьям кустарников, срывая с них тоже капли росы. И тогда в кустарнике словно бы шелестел маленький дождик.

Тайга по-моему, красива и величественна во все времена года. Но в такую вот ясную осеннюю пору, наверное, особенно. Могучие деревья, обступающие вас со всех сторон, стоят задумчиво и молчаливо. Высоко в кронах тихо попискивают невидимые птахи. Вдруг раздается дробный постук. Дятел будто кому-то телеграмму отбивает морзянкой о том, видимо, что скоро наступят холода пронесутся метели, одевая тайгу в снега.
1.Озаглавить текст
2.Докажите,что это текст
3.Тема текста
4.Основная мысль текста
5.Стиль текста(докажите свое мнение)
6.Тип Текста (докажите свое мнение)
7. —
8. —
9.Выписать из текста:эпитеты,олицетворение,сравнение
10.Определить лексическое значение слова :морзянка

1.Прочитайте текст.Определите замысел автора.Выпишите ключевые слова, с помощью которых раскрывается тема текста.
2.Назовите тип текста.Выделите тезис и доказательства.
3.Проанализируйте текст по плану:
а)укажите лексические повторы и охарактеризуйте их роль в тексте;
б)найдите антонимы, синонимы;
в)оцените выразительность речи
4.Отметьте в тексте примеры использования дефиса и тире.Объясните, в чем сходство и различие в употреблении данных знаков.
Природа не только учит, но и переучивает. Вы вдруг узнаете ,что
«противная» лягушка-очень поле зное животное, а красавица
бабочка-капустница- опасный вредитель.Вам говорили, что скворцы -очень
полезные птицы, а вы собственными глазами видите , как скворцы «грабят»
сады. Вы слышали, что воробьев в Китае уничтожали наравне в
крысами:такой большой вред приносят воробьи там.И вдруг вы видите, что
воробьи все лето выкармливают своих птенцов гусеницами и насекомыми, то
есть приносят большую пользу.Вам, может быть, доведется увидеть, какими
огромными стаями собираются воробьи там, где развелось много зловредных
гусениц.Как же тут быть?Наблюдая,вы поймете главное:не все то враг,что
«противно», и не все то друг, что «красиво».Не бывает в природе
абсолютно вредного или абсолютно полезного животного:все зависит от
места, сезона, обстановки.Важно, что преобладает:вред или польза.Природа
не только учит, но и переучивает.
Вы вдруг узнаете ,что «противная»
лягушка-очень полезное животное, а красавица бабочка-капустница- опасный
вредитель.Вам говорили, что скворцы -очень полезные птицы, а вы
собственными глазами видите , как скворцы «грабят» сады.
Вы слышали,
что воробьев в Китае уничтожали наравне в крысами:такой большой вред
приносят воробьи там.И вдруг вы видите, что воробьи все лето
выкармливают своих птенцов гусеницами и насекомыми, то есть приносят
большую пользу.Вам, может быть, доведется увидеть, какими огромными
стаями собираются воробьи там, где развелось много зловредных
гусениц.Как же тут быть?Наблюдая,вы поймете главное:не все то враг,что
«противно», и не все то друг, что «красиво».Не бывает в природе
абсолютно вредного или абсолютно полезного животного:все зависит от
места, сезона, обстановки.Важно, что преобладает:вред или польза.

По материалам ukrainska-mova.neznaka.ru

Данный материал содержит тексты и задания к ним для обучения комплексному анализу текста в старших классах.

Иностранцы изучающие русский язык (н..)как (н..)могут понять почему (по)русски нужно говорить видеть кого(что), смотреть — на кого (на что), а любоваться кем (чем). (Н..)какие об..яснения тут (н..) помогут – пр..дётся просто выучить наизусть какую форму существительного «любит» каждый из этих бли..ких по смыслу глаголов. Синтаксическая связь при которой главное слово требу..т от завис..мого какой(то) одной конкретной формы называется управлением . При управлении как (бы) (н..) м..нялась форма главного слова зависимое как стойкий оловян..ый с..лдатик остается (н..) измен..ым: вижу кошку, видят кошку, видел кошку, видела бы кошку.

Способность слова управлять кол..чеством его потенциальных « подчинен..ых» и форма которой потребу..т от них «начальник» тесно связан..ы с лексическим значением управляющего слова. А там где царит лексика (н..)возможны ун..в..рсальные схемы; какой имен..о окаж..тся модель управления дан..ого слова пр..ходится просто помнить. И все мы носители языка храним в памяти эту инф..рмацию. Если(же) возникают с..мнения как правильно сказать: свет лампы или свет от лампы, — нужно обратит..ся к словарю.

Языкознание: Энциклопедический словарь

  1. Озаглавьте текст.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Определите тему текста.
  4. Назовите основную мысль текста.
  5. Определите стиль текста.
  6. Определите тип текста.
  7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  8. Определите способ связи между следующими предложениями: 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4.
  9. В тексте говорится только об одном виде синтаксической связи – управление. А какие виды ещё существуют? Дайте им определение. Примеры приведите из текста.
  10. Произведите фонетический разбор слова: ЧТО
  11. Произведите морфемный разбор слов : носители, управлением, наизусть .
  12. Произведите морфологический разбор одного причастия из текста.
  13. Произведите синтаксический разбор 3-го предложения.
  14. Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: а) обособление определений б) обособление приложений
  15. Словарная работа: Раскройте скобки, укажите падеж существительных.

Согласно ( приказ, решение, наблюдение, план, расписание); по (несколько раз, двенадцать часов, окончание института, приезд, болезнь); скучать по ( он, мы, вы); благодаря (случай, товарищи, внимание); вопреки ( предостережение, надежда, желание).

Как и почему менялся русский язык

Русские происходят от славян которые все когда(то) говорили на одном языке. Отн..сительно одном (по)тому что этот пр..славянский язык был внутрен..е (не)однородным. С рас..елением славян на больших тер..иториях единство во..бще разрушилось. Новые условия об..тания рождали новые слова произн..шение подпадало под влияние (разно) язычных соседей геогр..фическая разобщён..ость напр..вляла славянские народы по (не) одинаковым путям. Древний язык существовал только в ус..ной форме (перво)бытные славяне (не) знали письмен..ости. Различия в словаре грамматике фонетике стали такими что славяне перестали пон..мать друг друга пр..славянский язык умер раск..ловшись на новые языки.

С принятием христианства в Восточной Европе встала задача объединить славянские языки, чтобы всем славянам рассказать о Христе.

24 мая 863 года в граде Плиске, тогдашней столице Болгарии, солунские братья Кирилл и Мефодий провозгласили изобретение славянской азбуки. Замысел их был великолепен, труд поразителен, а результаты выше самых смелых ожиданий. Претер-пев ряд изменений, кириллица живёт и по сей день у нас, болгар, сербов и других народов.

Детище мудрецов, этот книжный старославянский язык является одним из прекраснейших языков. Первоучители славян старательно отбирали «краснейшие слова» у разных славянских народов, по возможности понятные всем славянам. Язык приспосабливался к отвлеченным рассуждениям, выразительным описаниям, повес-твованиям. Успех старославянского языка не столько именно в «устроении», ведь славянские языки в бесписьменной доистории были без порядка, стройности, устойчи-вости.

  1. Сформулируйте основную мысль текста
  2. Укажите количество микротем в тексте. Составьте цитатный план.
  3. Определите стиль текста
  4. Определите тип текста
  5. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно пропущенные буквы.
  6. Выпишите лингвистические термины. Являются ли он здесь ключевыми словами?
  7. Произведите фонетический разбор слова: является
  8. Произведите морфологический разбор слова: Мефодий
  9. Графически объясните постановку знаков препинания в предложениях 1-го абзаца
  10. Словарная работа: Вставьте пропущенные буквы. Определите лексическое значение слов: л..нгвистика, ф..лолог, ф..нема, р..дукция, пол..семия, ..монимы, ..нтонимы, арх..измы, не..логизмы,ст..литика, инф..нитив, он..мастика.
  11. Творческая работа: Расскажите, что вы знаете о приходе старославянского языка на Русь, о его роли в становлении русской культуры и цивилизации.

Мы пр..ходим в мир для того что(бы) постигнуть красоту утв..рдить создать её.

Красота это радость нашей жизни. Человек стал Человеком (по) тому что увид..л глубину л..зурного неба мерцание звезд розовый разлив вечерн..й зари прозрач..ную дымку степных просторов б..гровый закат перед ветрен..м днем тр..петание марева над г..ризонтом сини.. тени в сугробах мартовского снега журавлиную стаю в голубом небе отр..жение солнца в м..риадах капель утрен..ей р..сы серые нити дождя в пасмурный день ф..олетовое облако на с..реневом кусте нежный ст..белек и голубой колокольчик подснежника – увид..л и изумленный пошел по земле созд..вая новую красоту.

Остановись и ты в изумлени.. перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство . Перед человеком открылась радость жизни (по) тому что он услышал ш..пот листьев и песню куз..нечика журчание весеннего ручейка и переливы серебрян..ых колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе шуршанье снежинок и стон метели ласковое пл..сканье волны и торжествен..ую тишину ночи – услышал и затаив дыхание слуша..т сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой береги её.

  1. Докажите, что это текст.
  2. Назовите основную мысль текста.
  3. Определите стиль текста.
  4. Определите тип текста.
  5. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  6. Определите, какие художественные средства использованы в тексте.
  7. Определите лексическое значение слова благородство
  8. Произведите фонетический разбор слова сердце
  9. Произведите морфемный разбор слов: остановись, изумленный, затаив .
  10. Произведите морфологический разбор 1-го глагола в форме повелительного наклонения.
  11. Произведите синтаксический разбор 1-го предложения.
  12. Объясните постановку тире в выделенном предложении
  13. Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: а) тире между подлежащим и сказуемым б) обособление обстоятельств
  14. Словарная работа: Вставьте пропущенные буквы.
Читайте также:  Свечи от молочницы эффективные без врача

Аб..тур..ент, аб..н. мент, абс..лютный, ав..нгард, авт..р..тет, агр..гат, агр..ном, адв..кат, ак..демия, акк..мп..н..мент, акк..мулятор, ал..бастр, алл..гория, алф..вит, амб..л..тория, ампл..туда, амф..т..атр, ан..логия, ан..нимный, апл..д..сменты, ар..мат, атм..сфера, ауд..енция, б..гаж, б..л..рина, б..нокль, б..г..тырь, б..йкот, б..кал, бр..зент, бут..рброд, в..кансия, вак..ум, в..кцина, в..нт..лятор, в..ст..бюль, в..т..ран, в..н..грет, в..ртуоз, в..кзал.

В числе лиц обрекших себя на уличное шуто..ство был извес..ный отставной ч..новник крайне (не)взрачной н..ружности со шрамами на лице ходивш..й по рынкам и улицам всегда со свитой собак одетых в к..стюмы. Одна была в зеленом фрак.. ж..лтых штанах и красном ж..лете другая в пестром к..фтане синих штанах третья в каком(то) бурнусе с колп..чком в шапочке с разн..цветными перьями четвертая в фижмах и п..рике пятая в дамском капоте и шляпке какие носили в сороковых годах.

Все эти костюмирован..ые собаки носили им..на современ..ых франтов и франтих извес..ных тогдашнем обществе. По..вление этого (полу)помеш..н..ого ч..новника со своей свитой возбуждало всеобщий хох..т. Толпа мальчишек бегала за ним кто уг..щал собак сахаром кто давал пряник или сухарь.

М.Пыляев. Замечательные чудаки и оригиналы

1. Определите стиль текста

  1. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно пропущенные буквы.
  2. Выпишите устаревшие, малоупотребительные слова и попробуйте объяснить их смысл.
  3. Произведите фонетический разбор слова: известных
  4. Произведите морфемный разбор слов: костюмированные, полупомешанного, разноцветным, невзрачной.
  5. Произведите морфологически разбор слова (был) известен.
  6. Произведите синтаксический разбор 1-го предложения.
  7. Укажите неверные утверждения: а) слово одна – имя существительное б) слово какие- подчинительный союз в) 1-е и 2-е предложения связаны параллельной связью г) в тексте есть неполное предложение д) в тексте есть ССП е) во 2-м предложении есть вводное слово ж) предложение … кто угощал собак сахаром..- односоставное.
  8. Словарная работа: Вставьте, где нужно, удвоенные согласные.

Абсцис..а, ак..лиматизация, ак..орд, ак..ратный,ал..егория, ал..ея, ам..иак, ам..онит, ан..отация, апел..яция, ап..ас..ионата, асим..етрия, ас..истент, ас..оциация, ат..естат, ат..ракцион, ак..редитив,ак..умулятор, ал..игатор, ал..итерация, ан..улировать, антен..а, ап..арат, ап..ендицит, ап..етит, ап..ликация, артил..ерия, ас..амблея, ас..ортимент.

  1. Напишите сочинение- рецензию по этому тексту. Выразите своё отношение к теме, которая волнует автора.

Рас..вет. Электричество гасн..т. Синеватый подводный свет дня льет..ся скво..ь окна. Зал пусте..т. Как осен..ие листья уносят..ся последние танц..ры бал..а. На полу как следы ур..гана остались куски разн..цветной ткани обрывки м..шурных ож..релий блестки золота осколки б..калов растерзан..ый букет цветов забытый алый плащ.. (Кое)где в углах ещ.. кружат..ся забывши..ся в ..кстазе танца плясуньи которые продолжают танцевать одни для себя не слыша что угас и рас..ыпался последний ак..орд оркестра и (не)замечая что син..ватая зала опустела и поблекла.

Шесть часов утра. Золотистое весеннее утро дымчатое и свежее… Пустын..ые и гулкие улицы прсыпающ..гося Парижа, с их утрен..ими обитателями молоч..ницы в голубых платьях гарсоны сн..мающие ставни с кафе бакал..ейщицы булочницы бонны в белых ч..пцах рас..тв..ряющие окна. И скво..ь этот деловой утрен..ий сдержан..ый Париж, с криками песнями и музыкой кто пешком кто в каретах кто верхом на извозчич..ей лошади кто вз..бравшись (на)верх кареты разгорячен..ые пляской и голов..кружением бал..а пестрой лентой в две тыс..чи человек, возвращаются художники с Монмартра что(бы) по старин..ой традиции заключить праз..ник на дворе школы изящ..ных ис..кус..тв.

  1. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  2. Определите способ связи между следующими предложениями: 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4.
  3. Определите лексическое назначение слов: экстаз, гарсон, бонна
  4. Выпишите устаревшее слово, определите его современное написание.
  5. Определите верное произношение выделенных букв в словах: моло чн ица, було чн ица.
  6. Произведите фонетический разбор слова сквозь .
  7. Произведите морфологический разбор слова ставни .
  8. Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.
  9. Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: а) обособление определений б) обособление обстоятельств.
  10. Найдите в тексте СПП с несколькими придаточными, начертите его схему, определите тип подчинения.
  11. Объясните правописание Н и НН в словах: Вагон..ые мастерские, пустын..ый уголок, ураган..ый ветер, жасмин..ый запах, гостин..ый двор, лебедин..ая песнь, овсян..ое печенье, глиян..ая чашка, стеклян..ая дверь, дискусион..ый вопрос, безветрен..ые дни, закончен..ый роман, сломан..ая игрушка, вымощен..ая дорога, в золе печен..ый картофель, плетен..ое из соломы кресло, непричесан..ые волосы, небелен..ое полотно, негашен..ая известь, непокрашен..ый пол, лампа погашен..а, кольцо позолочен..о, путан..ый ответ, стрелян..ый воробей, плавлен..ый сырок, печен..ый картофель, непуган..ая ворона, взволнован..ая речь, жеван..ая бумага, священ..ый союз, смышлен..ый мальчик, подлин..о художествен..ое произведение, пострадать безвин..о, вертелся бешен..о, поступает ветрен..о, трудится неустан..о, приехать неждан..о- негадан..о.

Самовар предназначен для того чтобы греть воду для чая. Внутри самовара есть топка. В неё накладывают угли которые горят и отдают своё тепло воде налитой в сам самовар. Древесный уголь это незаменимое топливо для самоваров и запасались им заранее. Самый лучший самоварный уголь березовый. Это о нём Иван Сергеевич Шмелев писал Какой- то звонкий он особенный.

Если вдруг затухнут угли в топке то на помощь приходил обыкновенный сапог старый поношенный уже негодный. Голенише его надевали на верхнюю часть топки и сапог в руках человека выполнял ту же работу что и кузнечные мехи в печи-горне.

Самоварный дымок выходил через имеющуюся трубу. В избе самовар обычно ставили около печи чтобы дым попадал в печной дымоход.

Хозяйка всё время присматривала как горят в топке угли тлеют ли они горят ли сильно разгораются хорошо или еле-еле.

С самоваром связано множество примет. Уголек нечаянно обронили быть гостям. Гудит? Мороз крепкий сулит. Пищит? Из дому хозяев выживает. Чем они ему не по нраву? Растопить с первого раза не умеют или на стол не вовремя подают или подадут да с виду он такой что впору с глаз долой убирать стыдно гостям показать…

Иной раз не углядят и выкипит вода в самоваре. Скорей новый надо ставить вдруг ненароком кто зайдет. Зима ведь каждого прохожего в избу гонит.

Трудолюбивые хозяйки так начищали самовар что как в зеркало в него смотрись. Полюбуется на себя хозяйка да улыбнется. А улыбка как известно всех красит. В народе на этот счет говорят Что сама-то сияешь, как самовар.

Самовары чаще всего делали из меди или латуни сплава меди с цинком и с другими металлами. Латунь намного дешевле а по цвету ничуть не уступает меди.

Раньше в любой избе самовару на столе отводилось самое видное и почетное место. Приходилось переезжать семье в новую избу в первую очередь самовар перевозили а потом уж все остальное.

Если поздней осенью или зимой холодной снаряжали кого-нибудь в дальнюю дорогу то в сани зачастую и горячий самовар ставили. Около него как у печи согреться можно в дороге да кипяточку попить если захочется. Угольный самовар тем и замечателен что пока угли в нем не перегорели вода остается горячей.

Жаль немного что на смену угольным самоварам пришли электрические. Хочешь горячего чаю попить не мешкай. Долго он не ждет вода остынет. А чай горячим должен быть.

  1. Докажите, что это текст.
  2. Определите стиль текста.
  3. Определите тип текста.
  4. Расставьте недостающие знаки препинания.
  5. Найдите в тексте 2-3 пары синонимов, дополните данный синонимический ряд.
  6. Определите способ связи между предложениями 1-го абзаца.
  7. Выпишите из текста слова с орфограммой «И-Е в падежных окончаниях существительных», объясните условие выбора орфограммы.
  8. Произведите фонетический разбор слова сапог .
  9. Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.
  10. Произведите морфологический разбор 1-го прилагательного (качественного).
  11. Подберите к 1-му предложению синтаксический синоним.
  12. Укажите, какова роль односоставных предложений в тексте.
  13. Спишите, раскрывая скобки: Говорить (по)английски, разделить (по)ровну, сделать (по)своему, жить (по)соседски, выть (по)волчьи, входить (по)одиночке, удалиться куда(либо), что(бы) нм случилось, когда(то) был счастлив, связать крепко(накрепко), в (конце)концов договориться, перевязать крест(на) крест, остаться (с)глазу (на) глаз, купить (по)дешевле, мало(по)малу стемнело, они давным(давно) уехали, говорили тет(а) тет, успеть (во)что(бы)(то)(ни)стало, быть точь(в)точь похожим, столкнуться нос(к)носу.

Притча это малый повествовательный жанр наз..дательного х..рактера. Содержание ее представлено обычно в ал..егоричесокй форме и является как (бы) ил..юстрацией той или иной нравственной идеи. Пробл..матика притч.. (не)исчерпа..ма. Ал..егорический смысл произведения об..зательно тут(же) раз..ясняется так предупреждается возможность (не)верного его ист..лкования.

Притча один из древнейших жанров в мировом фол..кл..ре и литературе она пр..шла к нам из Византии и получила большое распространение в (древне)русской литературе. В 17 в на Руси по..вились переводные притчи (древне)греческого баснописца Эзопа например притча О жене и курице.

Некая жена вдовица име курицу, на всяк дни яйцо родящую. Помысли себе, яко аще болши курицы ячмени предъ(ла)гати, будет дважды днем родит. И сице сотвори. Курица же, отолстевши и тучна, ниже единого яица днем родити возможе.

Толк. Притча являет, яко любостяжания ради болши желающия и настоящая погубляют.

Из кн.: Древнерусская притча.

3. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

4. Определите, какое средство (однокоренные слова, синонимы, повтор, местоимение, союзы) используется для связи предложений 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4.

5. Подберите синоним к слову назидательный (характер)

6. Определите лексическое значение слов: фольклор, аллегория, проблематика

7. Из 1-го предложения выпишите слова, в которых все согласные звуки твердые.

8. Определите способ образования слов: обязательно, баснописец, истолкование .

9. Произведите морфологический разбор 1-го причастия.

10. Определите, какой тип связи используется в СС: проблематика притчи, малый жанр, пришла к нам.

11. Произведите синтаксический разбор 2-го предложения.

12. Творческая работа: Переведите текст притчи на современный язык.

а. Напишите, в каком значении здесь употребляется слово жена.

Б. Укажите, какое из утверждений больше подходит для объяснения притчи: За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Жадность до добра не доводит.

В деревн.. у меня сразу же зав..лись обширный и любопытные знакомства с крестьянами. Сильнее всех моими пр..вязан..остями овладел впрочем старый мельник дедушка Илья совершен..о седой старик с пр..большими ч..рными усами. С ребятами я ловил п..скарей и гольцов которых было великое множество в нашей узенькой но чистой речк.. но по серьезности моего х..рактера более держался общества дедушки Ильи опытный ум которого открывал мне полный таинствен..ой прел..сти мир который был совсем мне городскому мальчику (не)известен. От Ильи я узнал и про домового который спал на катке и про вод..ного который имел пр..красное и важное помещение под колесами и про кикимору которая была так застенчива и (не)постоянна что пряталась от всякого (не)скромного взгляда в разных пыльных заметах то в риге то в овине то на толчее где осенью толкли замаши. Меньше всех дедушка знал про лешего (по)тому что этот жил где-то далеко у Селиванова двора и только иногда заходил к нам в густой ракитник чтобы ..делать новую ракитовую дудку и поиграть на ней в тени у сажалок. Впрочем дедушка Илья во всю свою богатую пр..ключениями жизнь вид..л лешего лицом к лицу всего только один раз и то на Николин день когда у нас бывал храмовой праз..ник. Леший подош..л к Илье пр..кинувшись совсем смирным мужичком и попросил понюхать табачку. А когда дедушка сказал ему черт с тобой понюхай и при этом открыл тавлинку то леший (не)мог более соблюсти хорошего поведения и сошкольничал он так поддал ладонью под табакерку что запорошил доброму мельнику все глаза.

Все эти живые и занимательные истории имели тогда для меня полную вероятность и их густое образное сод..ржание до такой степени переполняло мою ф..нтазию что я сам был чуть (ли) (не)духовидцем.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Назовите основную мысль текста.
  4. Определите стиль текста.
  5. Определите тип текста.
  6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  7. Определите способ связи между следующими предложениями: 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4.
  8. Определите, какое средство (однокоренные слова, синонимы, повтор, местоимение, союзы) используется для связи предложений: 5 и 6; 6 и 7.
  9. Произведите фонетический разбор слова : впрочем
  10. Выпишите из текста 1-3 слова, образованные суффиксальным способом.
  11. Произведите морфологический разбор слова: сильнее (всех)
  12. Выпишите из предложений 2 словосочетания, где тип связи – примыкание.
  13. Произведите синтаксический разбор 7-го предложения.
  14. Тест. Укажите неверные утверждения:
  1. 1-ое предложение- простое.
  2. Во 2-м предложении есть обособленное приложение.
  3. В 3-ем предложении придаточные присоединяются при помощи союзов.
  4. В 4-м предложении все придаточные – определительные.
  5. 5-ое предложение- СПП с последовательным подчинением.
  6. 8-е предложение – предложение с прямой речью
  7. В 9-м предложении есть вводное словосочетание.
Читайте также:  Сколько длиться молочница после флюкостата

Базаров отв..рач..вается от природы (не)корит его за это Тургенев а только рису..т природу во всей её красоте. Базаров (не)дорожит дружбою и отр..кается от р..мантической любви (не)порочит его (за)то автор а только изображает дружбу Аркадия к самому Базарову и его счас..ливую любовь к Кате. Базаров отрицает тесные связи между родителями и детьми (не)упр..кает его за это автор а только развертывает перед нами картину родительской любви. Базаров чуждается жизни не выставляет его автор за то злодеем только показывает нам жизнь во всей ее красоте. Базаров отв..ргает поэзию Тургенев не делает его за то дураком автор только изображает его самого со всею роскошью и проницательностью поэзии. Одним словом Тургенев стоит за вечные начала человеческой жизни за те основные элементы которые могут бе..конечно изм..нять свои формы но в сущности всегда остаются (не)измен..ыми. Как бы то (н..) было Базаров все(таки) побежден (не)лицами (не) случайностями жизни а самою идеею жизни.

  1. Назовите основную мысль текста.
  2. Определите стиль текста.
  3. Определите тип текста.
  4. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  5. Определите способ связи между следующими предложениями: 1 и 2; 6 и 7.
  6. Определите, какое средство (однокоренные слова, синонимы, повтор, местоимение, союзы) используется для связи предложений 1-го абзаца.
  7. Определите лексическое значение слов: корить, порочить, упрекать. Являются ли эти слова синонимами?
  8. Найдите в 3-м предложении слово, в котором все согласные- мягкие звуки.
  9. Произведите словообразовательный разбор 1-го глагола из 6-го предложения.
  10. Произведите морфологический разбор слова (со) всею (роскошью).
  11. Произведите синтаксический разбор 6-го предложения.
  12. Творческая работа. Сочинение- рассуждение. За какие вечные начала человеческой жизни стоит Тургенев? Согласны ли вы с ним?
  13. Вставьте пропущенные буквы, учитывая лексическое значение слова.

Белье пол..скать- ребенка пол..скать, экономика разв..валась- флаг разв..вался, рассаду разр..дить- ружье разр..дить, чьи-то достоинства ум..лять- о чем-то ум..лять, ветер обв..вал лицо- лиана обв..вала дерево, противников прим..рять- одежду прим..рять, травы нащ..пать- лучины нащ..пать, пищу прож..вать – в городе прож..вать, морские в..лы- усталые в..лы, книгу посв..тить- посв..тить фонарем, условия задачи сп..ши- к отправлению поезда сп..ши, растения ув..дали- нас друзья ув..дали, к старости пос..деть- на диване пос..деть.

Ак..редитивы я пол..жил в чемодан. Чемоданы складывались (на)против дверцы. Дальше хвостовое отделение было забито (не)извес..ным мне грузом в мешках и ящиках. (В)прочем ящиков возможно и (не)было просто у меня осталось такое впеч..тление что их там было видимо(не)видимо. Мы взлетели и минут через два..цать я уб..дился что погода и в самом деле (не)летная. Пр..мерно через час после вылета я заметил что мой чемодан который я оставил в верт..кальном пол..жени.. лежит в лежку словно он уже заболел морской болезнью. Я его пр..поднял встр..хнул для бодрости и поставил рядом с другими наиболее устойчивыми чемоданами. Тут я заметил что в этом лежбище чемоданов (не)мало э..земпляров (не)отличаемых от моего. Мне подумалось что такое сходство к добру (не)пр..ведет. В к..рмане у меня ок..зался химический карандаш я пр..гнулся над моим чемоданом и густо закрасил его верхнюю плоскость возле ручки. Получилось довольно(таки) симпатичное п..тно с (голубовато) зеленым отливом напом..нающее ..бстрактный рисунок. Когда я р..з..гнулся взгляд мой встретился со взглядом п..с..ажира который сурово следил за моими действиями.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Определите стиль текста.
  4. Определите тип текста.
  5. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  6. Определите способ связи между следующими предложениями: 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4.
  7. Определите, какое средство (однокоренные слова, синонимы, повтор, местоимение, союзы) используется для связи предложений: 1 и 2; 6 и 7.
  8. Из 6-го предложения выпишите слово, в котором буква З обозначает звук (С).
  9. Из 3-го предложения выпишите все СС, укажите тип связи в них.
  10. Определите, каким способом образовано слово: плоскость. Произведите его морфемный разбор.
  11. Укажите правильное объяснение написания НЕ с выделенным словом в 8-м предложении: а) прилагательное с НЕ пишется слитно, т.к можно подобрать синоним без НЕ. Б) Причастие с НЕ пишется слитно, т.к без НЕ не употребляется В) Причастие с НЕ пишется раздельно, т.к есть зависимое от причастия слово. Г)Прилагательное с НЕ всегда пишется раздельно.
  12. Из 11-го предложения выпишите причастие и разберите его морфологически.
  13. Укажите номера предложений, в которых есть придаточное определительное.
  14. Укажите номер простого предложения с однородными сказуемыми.
  15. Произведите синтаксический разбор последнего предложения.
  16. Спишите, вставляя, если нужно согласную. Подберите проверочные слова.

Здра..ствуй, я..ственно, искус..ный, хрус..нул, горес..ный, звез..ный, уез..ный, извес..ный, праз..ник, корыс..ный, счас..ливый, сер..це, ненавис..ный, гнус..ный, мес..ный, опас..ный, захолус..ный, безмол..ствовать, сладос..ный, дерзос..ный, поверхнос..ный, наез..ник, ярос..ный, совес..ливый, грус..ный, влас..ный, облас..ной, равновес..ный.

Спокоен и счас..лив тот кто живет в ладу со своей совестью. (Не)завидна участь того кто разм..нулся с ней поступился совестью ради (сию)минутной выгоды или хуже того отрекся от нее из личного эг..изма.

Совес..ливый человек (не)обманет (не)украдет (не)придаст на производств.. (не)схалтурит. В час..ной жизн.. (не)оставит без помощ.. и внимания старых родителей или собствен..ого ребенка (не)обид..т слабого и (не) униз..т себя лиц..мерием и лестью. Совес..ливый значит порядочный чес..ный человек наделен..ый чувством достоинства справедливостью добротой . О совес..ливом человеке можно сказать словами Н.А.Доб-ролюбова Пусть его жизнь (не)оз..рилась блеском какого(либо) деяния на пользу общества все(таки) его нравствен..ое значение (не)потерян..о.

Добавим что нравствен..ое значение каждой личности живущей по (не)писан..ым законам совести (не)оценимо ибо всем окружающим она дарит теплоту человечности.

  1. Назовите тему текста
  2. Укажите количество микротем в тексте. Составьте план.
  3. Назовите основную мысль текста
  4. Определите стиль текста
  5. Определите тип текста
  6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно пропущенные буквы.
  7. Определите, какое средство (однокоренные слова, синонимы, повтор, местоимение, союзы) используется для связи предложений: 1 и 2; 2 и 3.
  8. Найдите в последнем предложении слово, в котором происходит процесс оглушения.
  9. Определите лексическое значение слов: совесть, лицемерие, лесть .
  10. Как вы понимаете фразеологический оборот: поступился совестью .
  11. Назовите слова и выражения, относящиеся к высокому стилю. Для чего автор использует их? Подберите к этим словам нейтральные синонимы.
  12. Найдите в тексте слова, образованные способом сложения. Произведите их морфемный разбор.
  13. Произведите морфологический разбор 1-го краткого прилагательного.
  14. Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.
  15. Творческая работа: Напишите, какое отношение имеют размышления о совести, высказанные в этой статье, к роману Ф.М.Достоевского «Престу-пление и наказание»

Когда поз..ний вечер (на)конец раств..рился отцарствовал отшуршал а на смену (не)умолимо пр..близилась (пол)ночь с прохладой и росой; Когда птицы отшумели уклад..ваясь на покой и теперь уже спали и только случайный стон какой (нибудь) из них напом..нал что это вокруг все(же) живое царство; или внезапно последний обезум..вший соловей нач..нал свои (не)умес..ные в июл.. трели но то(же) испуган..о смолкал; когда даже волки сытые и (по)тому полные благ..родства отсиживались (не)извес..но где вот тогда в (не)возможной тишине в первоздан..ом безмолви.. вдруг послышались далекие бубенцы которые все пр..ближались пр..ближались сл..ваясь в чудный хор меди и серебра и на(слабо) освещен..ой молодым месяц..м дороге пок..залась поч..товая тройка. Она выпрыгнула из(за) поворота вздымая то ли пыль то ли клубы ночного тумана пр..зрачная меняющая формы плоская словно детский рисунок вл..комая стран..ым чудовищем со множеством ног (н..)кем (н..) понука..мым (н..)погоня..мым. За нею следом по..вилась вторая за второй третья и все они понеслись дальше оставив за спиной уснувшую разморен..ую июлем Тулу.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите стиль текста.
  3. Определите тип текста.
  1. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  2. Определите способ связи между следующими предложениями: 1 и 2; 2 и 3.
  3. Определите, какое средство (однокоренные слова, синонимы, повтор, местоимение, союзы) используется для связи предложений: 1 и 2; 2 и 3.
  4. Какие художественные средства языка использованы автором. Приведите примеры
  5. Укажите правильно объяснение написания пропущенной буквы в слове раств..рился . 1. Безударная непроверяемая гласная в корне. 2. Безударная проверяемая гласная в корне, проверка- раствор. 3. Чередующаяся гласная в корне, без ударения пишем О. 4. Чередующаяся гласная в корне, без ударения пишем А.
  6. Из последнего предложения выпишите слова, в которых все согласные – звонкие звуки. Произведите фонетический разбор одного из них.
  7. В 2- х последних предложениях найдите действительное причастие настоящего времени и произведите его морфологический разбор.
  8. Объясните постановку тире в последнем предложении.
  9. Первое предложение представляет собой сложную синтаксическую конструкцию – период. Рассмотрите его структуру, составьте его схему.
  10. Пользуясь схемой, сочините свое предложение – период.
  11. Вставьте пропущенные буквы: Г..рючий, сг..реть, огар..к, возл..жить, возл..гать, обл..жение, скл..нить, проскл..нять, з..ря, оз..рять, соприк..саться, прик..снуться, неук..снительно, упр..кать, соч..тание, пон..мать, зам..рать, засч..тать, закл..нание, вн..мание, забл..стеть, вытв..рять, претв..рение, удовлетв..рение, нам..кать, подм..чать, см..чит, подск..кать, выск..чка, пл..вчиха, попл..вок, спл..вной, неср..вн-имый, р..внина, р..вноправие, возр..ст, отр..сль, р..стовщик.

Среди этой нищ..й п..яной и срамной толпы ходили юродивые эти живые св..тые (М,м)осковской (Р,р)уси…

Вот он н..гой человек в веригах заш..л в лавку забрал что хотел и пош..л проч.. Хозяин (в)след ему только ни..ко кланя..тся большая честь коли заш..л к тебе юродивый. Но и большое испытание если намеша..т чего в тесто ловкий купец или еще как сл..вчит юродивый есть не буд..т.5) Божиим даром все почу..ству..т и молча пирог в снег вык..н..т. Однако на этот раз дело чистое пироги с..ел и прямо по снегу шепча и выкрик..вая (не)членораздельные слова пош..л этот уд..вительный св..той. Юродивые… «безумные Христа ради» ч..ими грозными сл..вами а порой открыто срамными поступками Бог обл..ча..т пороки которые мы стремимся держать (в)тайне. Этим стран..ым подвижникам ниспослан..о великое чудо пророч..ствовать. 9) Знаменитый юродивый Василий Блаженный живш..й в Москве пр..двид..л великие пожары и горяч.. молился (на)кануне. 10) И сам царь Иван говорил о Васили.. подв..ргавш..м себя постоян..ым мучениям и от..гчавш..мся т..желыми веригами Провидец и чтец мыслей человеческих.

11) Один из псевдонимов которыми любил подпис..ват..ся обожавш..й самоун..чижение царь «Парфений Юродивый»…

12) Когда Москва будет хоронить Василия царь с б..ярами пон..сет его одр. 13) В чудном храме построен..ом на Красной площад.. упоко..тся его мощи и народ будет звать этот храм им..нем жалкого нищ..го Василия Блаженного.

  1. Озаглавьте текст. Докажите, что это текст.
  2. Определите стиль текста.
  3. Определите тип текста.
  4. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  5. Определите лексическое значение слов: вериги-, одр — . Укажите омоним в 5-м предложении.
  6. Подберите синтаксический синоним к 10-му предложению.
  7. Определите, какое средство (однокоренные слова, синонимы, повтор, местоимение, союзы) используется для связи предложений: 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4.
  8. Из 1-го и 2- го предложений выпишите слова, в которых все согласные – звонкие звуки. Произведите фонетический разбор одного из них.
  9. Из предложений с 10 по 13 выпишите причастия и произведите их морфемный разбор.
  10. В 9-м предложении найдите наречие и произведите его морфологический разбор.
  11. Произведите синтаксический разбор СПП с придаточным времени.
  12. Вставьте пропущенные буквы: ж..лтый, ш..ссе, печ..нка, ш..рох, ш..пот, щ..лочь, ч..порный, дириж..р, режис..р, крыж..вник, изж..га, ж..кей, ш..рты, ш..кировать, выкорч..вывать, печ..т, испеч..нный, медвеж..нок, камыш..м, парч..вый, свеж. горяч. туш..нка, ноч..вка, жж..т, о ч..м, нипоч..м, общ. свеч..й, ж..нглер, ож..г руки, совершил подж..г, стаж..р, реш..ный, обж..ра, зач..т.

Рабочая программа включает пять разделов: пояснительную записку, содержание рабочей программы, требования к уровню подготовки, учебно-методическое и информационное обеспечение курса, календарно-темати.

Развернутое тематическое планирование по алгебре и началам математического анализа в 10 – 11 классах.

Элективный курс «Комплексный анализ текста» предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 17 часов. В рамках курса осуществляется взаимосвязь теории и практики.

Данная программа рассчитана на 272 учебных часа (136 часов в 10 классе и 136 часов в 11 классе). В учебном плане для изучения алгебры и начал анализа на базовом уровне отводится 3 часа в неделю, 1 час.

Программа составлена в соответствии с учебником:Алгебра и начала математического анализа: учебник для 10 [11] класса общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни /Ю.М.Колягин, М.В.Ткачё.

Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста» предназначена для обучения учащихся 10-11 класса. Программа рассчитана на 17 часов. Создана на основе авторской программы элективного ку.

текст с вопросами на повторение материала по различным разделам языка с ответами.

Сочетание чн, как правило, произносится в соответствии с написанием, т.е. [чн]: тóчный, прóчный. Однако в некоторых словах чн произносится как [шн]: конечно – коне[шн]о, скучно – ску[шн]о. В ряде случаев допустимы варианты произношения: було[шн]ая – було[чн]ая. В новых словах чн произносится как [чн]: съёмо[чн]ый, пото[чн]ый и др. В некоторых словах произношение [шн] устаревает: сливочный – сливо[шн]ый, коричневый – кори[шн]евый(*):

Сочетания с непроизносимыми согласными.

При стечении нескольких согласных между гласными в некоторых сочетаниях один из согласных не произносится. Такие случаи сопровождаются в словаре соответствующими пометами.

Читайте также:  Тербинафин крем от молочницы отзывы

1. В сочетаниях стн, здн и стл не произносятся согласные [т] и [д]: прелестный – преле[сн]ый, тростник – тро[сн]ик, частник – ча[сн]ик, лестница – л[сн]ица, областной – обла[сн]ой, шестнадцать – ше[сн]адцать, сверстник – свер[сн]ик, звёздный – звё[зн]ый, поздно – по[зн]о, праздный – пра[зн]ый, счастливый – сча[сл]ивый, завистливый – зави[сл]ивый, жалостливый – жало[сл]ивый, совестливый – сове[сл]ивый. В ряде слов, принадлежащих к книжному стилю, в сочетаниях стн, здн и стл согласные [т] и [д] не утрачиваются полностью: астма, глистный, компостный, остролистный, бездна, безвозмездный, костлявый, постлать.

2. Сочетания стск, нтск и ндск произносятся с согласным [ц с ] на месте сочетаний тс и дс: туристский – тури[ц с ]кий, расистский – раси[ц с ]кий, дилетантский – дилетан[ц с ]кий, ирландский – ирлан[ц с ]кий, исландский – ислан[ц с ]кий, шотландский – шотлан[ц с ]кий.

3. В сочетаниях стк, здк и нтк произношение согласного [т] сохраняется: жёсткий, извёстка, невестка, повестка, поездка – пое[стк]а, громоздкий – громо[стк]ий, аспирантка, лаборантка, официантка, студентка. Согласный [т] не произносится в давно освоенном разговорной речью заимствованном слове голландка (печь) – голла[нк]а.

4. В сочетаниях рдц и рдч согласный [д] не произносится: сердце – се[рц]е, сердцевина – се[рц]евина, сердчишко – се[рч]ишко.

5. В сочетаниях вств и лвств первый звук [в] не произносится в словах чувство, здравствуй и безмолвствовать, а также в их производных: чувство – чу[ст]во, чувствовать – чу[ст]вовать, чувствительный – чу[ст]вительный, чувственный – чу[ст]венный; здравствуй – здра[ст]вуй, здравствуйте – здра[ст]вуйте; безмолвствовать – безмол[ст]во-вать.

В других случаях на месте первого в в сочетании вств произносится [ф]: явственный – я[ф]ственный.

6. В сочетании лнц не произносится согласный [л]: солнце – со[нц]е.

4.Всловах иноязычного происхождения, не вошедших в широкое употребление, наблюдаются специфические особенности произношения. например, в словах из разных областей науки, техники, политики, культуры, а также именах собственных возможно отсутствие качественной редукции безударных гласных.

2. В некоторых малоупотребительных именах собственных в предударных слогах сочетания букв ао, оа, оо, оу и уо произносятся так, как пишутся, т.е. без редукции: остров Аогасúма – [о]гасúма, город Оахáка – [оа]хáка, остров Моорéа – М[оо]рéа, Лоуривáл – Л[оу]ривáл, луораветлáны – л[уо]раветлáны.

3. В нерусифицировавшихся заимствованных словах на месте букв е и я во всех предударных слогах могут произноситься нередуцированные гласные: легáто – [л’э]гáто, Веспýччи – [в’э]спýччи, Нерóн – [н’э]рóн, , гяýр –[г’а]ýр, Ляшкó – [л’а]шкó, геноцúд – [г’э]ноцúд, Бенвенýто – [б’энв’э]нýто, лямбиóз – [л’а]мбиóз, Лятошúнский – [л’а]тошúнский.

4. После [ж], [ш] и [ц] в некоторых заимствованных словах безударная буква е может произноситься без редукции: шедéвр – ш[э]дéвр, Шеньé – Ш[э]ньé, женьшéнь – ж[э]ньшéнь, Жерáр – Ж[э]рáр, цейтнóт – ц[э]йтнóт, центýрия – ц[э]нтýрия, Церéра – Ц[э]рéра, миелúт – ми[э]лúт, пиетéт – пи[э]тéт, шевролé – ш[э]вролé, Шери-дáн – Ш[э]ридáн, Жерардéн – Ж[э]рардéн.

5. В начале слов иноязычного происхождения, а также после гласного на месте буквы э произносится звук [э]: эк-рáн – [э]крáн, эфúр – [э]фúр, эвкалúпт – [э]вкалúпт, Эври-дúка – [э]вридúка, диэлéктрик – ди[э]лéктрúк, коэффициéнт – ко[э]ффициéнт, Буэнвентýра – Бу[э]нвентýра. Произношение в этих случаях звука [и] неправильно, так как придает речи сниженную стилистическую окраску.

6. В большинстве слов иноязычного происхождения согласные перед е смягчаются. Однако во многих нерусифицировавшихся заимствованных словах согласные перед е не смягчаются. Твердо могут произноситься губные согласные [п, б, в, ф, м] и зубные согласные [т, д, с, з, н, р]. Возле таких слов в словаре дается специальная помета. В последнее время наблюдается тенденция к сохранению твердости согласного, если таково произношение в языке-источнике. В приставке де- намечается тенденция к мягкому произношению. Некоторые слова допускают два варианта произношения согласного. Однако однозначных правил произношения твердых–мягких согласных перед е привести нельзя, каждый случай следует проверять по словарю и запоминать.

1. Что такое акцентологические варианты и каковы их основные типы?

2. Чем вызвана неустойчивость норм ударения в существительных, кратких прилагательных, глаголах и причастиях?

3. Какими основными законами определяются произносительные нормы русского языка?

4. Почему наблюдается смешение ударных [ó] и [э ], обозначаемых на письме соответственно буквами ё и е?

5. Какая тенденция наблюдается в произношении твердых согласных перед мягкими?

6. Какое произношение сочетаний —чн- и -шн- устаревает?

7. Каковы основные особенности произношения иноязычных слов?

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Предметная и номинативная точность речи.

2. Проблема лексической сочетаемости.

3. Проблема речевой избыточности.

4. Уместность словоупотребления.

5. Логические ошибки словоупотребления.

6. Чистота речи.

Как было отмечено, под лексическими нормами понимаются правила словоупотребления. Соблюдение лексических норм – важнейшее условие правильной, точной и выразительной речи.

1. Чтобы добитьсяточности речи,необходимо прежде всего ясное представление о самом предмете речи, а также знание значения употребляемого слова в современном языке. Нередко речевые ошибки возникают именно тогда, когда говорящий или пишущий не может адекватно выразить свою мысль, употребляя слова в несвойственном им значении. Приведем несколько примеров подобных ошибок из абитуриентских сочинений: «Печорин едет в Персию, не найдя применения своему уму и своей изворотливости(?)»; «Он создал вокруг себя ареал (?) начитанного человека»; «Матрена живет одна в старой избе. Единственные ее сожители(?) – это кошка, мыши и тараканы»; «Андрей Болконский соприкасается (?) с Кутузовым и становится его адъютантом».

С проблемой точности речи (предметной и понятийной) тесно связано умение различать так называемые паронимы,т.е. слова (чаще всего однокоренные), сходные по звучанию, но имеющие разные значения и по-разному употребляющиеся, например: вступить – поступить, представить – предоставить, далекий – дальний, человечий – человеческий – человечный и т.п.Неразличение паронимов приводит также к досадным и нелепым ошибкам, примеры которых, увы, многочисленны в тех же работах абитуриентов: «Лермонтов показал бесплодие(бесплодность ?) деятельности своего героя.»; «Гармония природы рождает мысли о незыблемости нравственных устроев(устоев ?) этого мира.»; «Татьяна противопоказана (противопоставлена ?) Онегину и Ленскому.»; «Пушкин был связан крепкимиузлами(узами ?) с декабристами.».

2.Соблюдение лексических норм невозможно без знания лексической сочетаемости,т.е. способности слов соединяться друг с другом. Дело в том, что в речи одни слова свободно соединяются с другими, если они подходят им по смыслу, а иные имеют ограниченную лексическую сочетаемость. Так, очень похожие определения – длинный, длительный, долгий, долговременный, долгосрочный, продолжительный – по-разному «притягиваются» к существительным: можно сказать длительный (продолжительный, долгий) период; долгий (длинный) путь; продолжительные сборы; долговременный (долгосрочный) кредит.

Произношение орфографического сочетания чн.

С давних пор существовало разное произношение чн: [шн] в словах бытовых, повседневных и [ч’н] в словах книжных, «высоких». Существовало также колебание в произношении многих слов с сочетанием чн. Со временем победило произношение, соответствующее написанию. Произношение [шн] на месте чн сохранилось в сравнительно небольшом количестве случаев, иногда как обязательное, чаще как допустимое.

Согласно нормам старого московского произношения в словах живого языка, в словах, многие из которых проникли в литературный язык из просторечия, на месте сочетания чн произносилось [шн]:

коне[шн]о, наро[шн]о, пустя[шн]ый и т. д.

То, что некогда [шн] произносилось значительно шире, чем теперь, видно из укрепления [шн] не только в произношении, но и на письме в таких случаях, когда смысловые связи с непроизводным словом, имевшем в своем составе [ч], ослабли или утратились,

дото[шн]ый, дото[ш]ен (и в произношении, и на письме) вместо этимологического доточный, доточен, фамилии Калашников, Кирпишников, Шапошников, Рукавишников, с сочетанием [шн] в произношении и на письме вместо этимологического чн, также Столешников переулок в Москве с [шн] вместо чн. Связь между произношением сочетания [шн] и живым разговорным, народным языком и до сих пор сказывается в том, что [шн] вместо чн произносится и даже иногда пишется в сравнительно новых для литературного языка словах некнижного происхождения, идущих из живого разговорного языка: двурушный, лотошник, городошник.

Однако в тех случаях, когда сохранение ч в сочетании чн поддерживается родственными образованиями со звуком [ч], написанию чн и по старым московским нормам соответствовало в произношении [ч’н]:

да[ч’н]ый при дача, све[ч’н]ой при свеча, ре[ч’н]ой при речка и т. д.

Всегда как [ч’н] сочетание чн произносилось в словах книжного происхождения:

беспе[ч’н]ый, поро[ч’н]ый, ал[ч’н]ый, цини[ч’н]ый, мра[ч’н]ый, ве[ч’н]ый и т. д.

Употребление [шн] на месте чн в старом московском произношении укрепилось как черта, соответственная значительной части русских диалектов, в особенности южнорусских. В дальнейшем под влиянием ряда факторов — правописания, значительного количества слов книжного язык, в которых на месте чн всегда произносилось [ч’н], а также под влиянием других диалектов, где также произносилось [ч’н] — произношение [шн] в литературном языке постепенно стало вытесняться произношением [ч’н].

В современном литературном произношении [шн] обязательно лишь в немногих словах, в ряде других слов оно допустимо наряду с [ч’н]. В остальных же случаях произносится [ч’н]. В настоящее время произношение [шн] вместо чн по старым московским нормам во многих ситуациях приобрело просторечную сниженную стилистическую окраску, а для ряда слов характеризует диалектную речь. Следует отметить, что в словах нового происхождения, в особенности в словах, появившихся в Советскую эпоху, произносится только [ч’н]:

маскирово[ч’н]ый халат, библиоте[ч’н]ый, посадо[ч’н]ая полоса и т. д.

Это говорит о реликтовом, остаточном характере старой нормы, о ее отмирании в литературном языке.

В современном русском литературном языке на месте орфографического чн произносится [шн], [шн’] в словах

коне-[шн]о, ску[шн]о, яи[шн’]ица, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, праче[шн]ая, горчи[шн’]ик, горяче[шн]ый

а также в женских отчествах на -ична:

Никити[шн]а, Кузьмини[шн]а, Ильи? ни[шн]а и др.

В ряде случаев произношение [шн] существует наряду с [ч’н], [ч’н’],

сливочное, молочный, копеечный, шапочный и т. д.

Нередко слышится [шн] в таких бытовых словах, как

в устаревших словах, обозначающих ушедшие из жизни понятия:

Важна семантическая связь с производящим. Иногда не? одинаково произносятся различные производные слова от одного и того же непроизводного, например, при возможности произношения прилагательного молочный с [шн] и [ч’н], существительное молочница произносится предпочтительно и чаще с [шн]: моло[шн’]ица. Напротив, книжное слово молочность (способность давать то или иное количество молока) произносится только с [ч’н]: моло[ч’н]ость. Бывают такие случаи, когда одно и то же слово в разных сочетаниях может произноситься неодинаково. Так, например, в сочетании молочная каша возможно произношение [шн], в сочетании же молочная железа, носящем не бытовой, а научный характер, произносится только [ч’н]. Обязательно произношение [шн] в слове кала[шн]ый в выражении с суконным рылом в калачный ряд и в слове шапо[шн]ый в выражении шапочное знакомство.

Следует иметь в виду, что произношение с сочетание [шн] идет резко на убыль и сейчас сохранилось как обязательное лишь в немногих словах. Поэтому в тех случаях, когда допустимо произношение как [шн], так и [ч’н], последнее нельзя считать неправильным, и его не следует заменять на сочетание [шн].

В заключение описания этого явления можно заметить, что [шн] на месте чн не произносится в словах, которые в предыдущем слоге имеют согласный [ш]:

пуше[ч’н]ый, игруше[ч’н]ый, кроше[ч’н]ый, подмыше[ч’н]ый

В прошлом произношение [шн] в этих и подобных словах было возможно.

Таким образом, в произношении орфографического чн в современном русском языке существуют значительные колебания: в ряде случаев произносят и [шн], и [ч’н]. На почве этого возникает стилистическая дифференциация. Произношение с [шн] (кроме слов, в которых [шн] обязательно или допустимо наряду с [ч’н]), свойственное разговорному стилю, постепенно становится признаком выходящего за пределы литературного языка просторечного, сниженного стиля:

таба[шн]ый, шуто[шн]ый, цвето[шн’]ик, убыто[шн]ый и т. д.

В отдельных случаях, кроме этого, возникает также дифференциация смысловая,

сердечный — серде[ч’н]ая болезнь и друг серде[шн]ый

В настоящее время вопрос о произношении на месте орфографического сочетания чн звуков [шн] или [ч’н] решается в словарном порядке.

источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector